Психолого-педагогическая модель профилактики антивитального поведения несовершеннолетних:
"Цель первичной профилактики суицидального поведения— минимизация возможных суицидальных рисков в будущем и формирование различных компонентов жизнестойкости с учетом:
способности к саморегуляции личности (самоконтроль, самодисциплина, самоуправление, самодетерминация);
способности к системной регуляции деятельности (целевая, эмоциональная, мотивационная, личностная, стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями);
вовлеченности (уверенность в себе, удовлетворенность собственной деятельностью);
коммуникативных способностей и умений;
контроля (внутренний локус контроля, или интернальность).
К основным направлениям работы педагога-психолога на первичном этапе профилактики следует отнести обучение педагогического коллектива:
приемам формирования отдельных компонентов жизнестойкости;
навыкам распознавания маркеров депрессивного и суицидального поведения;
алгоритму поведения с обучающимися, демонстрирующими высокий уровень психоэмоционального напряжения, с самоповреждающим и суицидальным поведением.
Чрезвычайно важно, чтобы педагоги формировали у обучающихся навыки позитивного преодоления трудностей в типичных возрастных кризисных ситуациях и переводили их в ситуации развития.
Так, для детей младшего школьного возраста новый социальный статус школьника влечет за собой сильные психоэмоциональные переживания, качественные изменения в сфере самосознания. Поведение ребенка становится социальным, его взгляд перестает фокусироваться на самом себе и обращается на педагога и сверстников. Типичными трудными жизненными ситуациями становятся: неспособность (неумение) справляться с учебной нагрузкой, несоответствие ожиданиям семьи, враждебное отношение со стороны родителей, педагогов или сверстников, смена школьного коллектива.
В подростковом возрасте, 11–14 лет, ведущим видом деятельности становится деятельность, значимая для референтной группы подростка. Кроме того, для современного подростка характерна взаимозаменяемость и быстрое «переключение» с реального на виртуальное общение и наоборот. Для них типичными трудными жизненными ситуациями являются ограничения общения со сверстниками, реакции отвержения членов значимой для него микрогруппы, неудачный опыт первой влюбленности, ссоры в семье, переоценка прежних ценностей, публичные неудачи, затруднения в учебе.
Период отрочества, 15–18 лет, характеризуется одновременно ускорением физиологического и соматического роста и открытием системы ценностей благодаря новым когнитивным инструментам (рефлексия, формально-логическое, дивергентное и гипотетико-дедуктивное мышление). Типичные трудные жизненные ситуации в период отрочества: определение жизненного маршрута, выбор внутренней позиции — «рефлексивные страдания», выбор собственных ценностей.